Землю, даже если она находится в собственности, не всегда можно использовать по своему усмотрению. Связано это с предназначением земли, с ее категорией. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации выделяются 7 категорий земель:
- земли населенных территорий: в пределах этих участков по утвержденным планам развиваются муниципальные образования;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли промышленного назначения, а также предназначенные для объектов энергетики, развития транспортной, космической, оборонной отраслей, для систем связи;
- особо охраняемые территории;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- запас.
Использовать земли по назначению, которое не соответствует категории, нельзя. В соответствии с категориями выделяются 113 видов ВРИ. Если ВРИ участка не устраивает владельца, то возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка. Однако процесс это долгий, сложный, он требует помощи профессионального юриста, который хорошо разбирается в законодательстве и знает судебную практику.
КОГДА НАДО МЕНЯТЬ ВРИ?
Изменение ВРИ участка необходимо в том случае, если собственник или арендатор планирует использовать землю не так, как предусматривается ее категорией. Например, участок предназначен под сельхозугодья, а на нем планируется построить дом. Изменить вид разрешенного использования можно на основании законодательства: Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» регламентирует порядок и особенности изменения ВРИ, направления использования земли определяются Градостроительным кодексом РФ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Говоря об использовании земель населенных пунктов, надо четко понимать, что каждый из них в пределах своих административных границ делится на территориальные зоны. Внутри каждой территориальной зоны сочетаются участки различных видов разрешенного использования. Виды территориальных зон:
- жилая;
- общественно-делового назначения;
- производственная;
- зона инженерной и транспортной инфраструктуры;
- рекреационная;
- сельскохозяйственного назначения;
- специального назначения;
- режимные зоны, в том числе военного назначения.
Территориальные зоны могут включать территории общего пользования: дороги, скверы, площади, парки и т.д. Кроме того, для рационального использования земель территории делятся на функциональные зоны, для которых Генеральный план поселения устанавливает назначение, параметры планируемого развития, функционально-планировочные образования.
Основные виды функциональных зон населенных пунктов:
- жилые — внутри зоны регламентируется предельно допустимая этажность зданий;
- общественно-деловые зоны включают объекты: здравоохранения, культуры, коммерции, коммунально-бытовые;
- производственные;
- инженерной инфраструктуры;
- транспортной инфраструктуры;
- сельскохозяйственного назначения: сельхозугодья, дачи, садоводства;
- рекреационные: сады, парки, водоемы, спортивные объекты;
- особо охраняемые территории имеют особое историко-культурное, природоохранное, эстетическое, научное значение;
- спецназначения — зоны хранения отходов, кладбища.
Границы территориальных и функциональных зон определяются правилами землепользования и застройки, а особенности их использования — Градостроительным регламентом — порядком использования участков, которые относятся к различным территориальным зонам.
Градостроительный регламент учитывает виды территориальных и функциональных зон, фактическое положение с использованием земельных участков и объектов капитального строительства, требования государственных органов, которые отвечают за сохранение историко-культурного наследия, особо ценных природных объектов.
К функциям Градостроительного регламента относительно территориальных зон относится:
- установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- определение минимальных и максимальных размеров земельных участков, параметров разрешенного строительства;
- ограничения на использование участков земли и объектов капитального строительства.
КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ?
Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства внутри территориальных зон делятся на три группы: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Главными видами являются основные. Для каждой территориальной зоны определены обычно несколько основных видов. Смена основного вида на другой основной вид из разрешенных для данной территориальной зоны достаточно проста. Осуществляется она в заявительном порядке и не требует дополнительных согласований. Выбор делается в соответствии с Классификатором 2019 г., если вид не значится в Классификаторе, изменения незаконны. Изменение основного вида разрешенного использования земельного участка считается вступившим в силу после внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Условно разрешенные виды не относятся к главным, но допускаются градостроительным регламентом территориальной зоны, на которой располагается участок. Изменение ВРИ земельного участка на условно разрешенный сложнее, так как требует получения согласования в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, а также проведения публичных слушаний. При изменении ВРИ участка с основного на условно разрешенный необходимо подать заявление в местную администрацию, которая организует публичные слушания, проводит их в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом, затем готовит заключение. На основании заключения выдается разрешение или отказ, в котором обязательно разъясняются причины решения. В случае положительного результата запись об изменении ВРИ вносится в Государственный кадастр недвижимости.
Вспомогательные виды (например, под гаражи, детские площадки, общественные туалеты, хозяйственные площадки и т.д.) используются только вместе с основными и условно разрешенными, дополняя их. Выбирать вспомогательные виды без основных нельзя. Изменение основного вида на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка не осуществляется. Вспомогательный вид можно добавить к основному, тогда у участка будут два вида разрешенного использования — основной и вспомогательный. Добавляют вспомогательный вид в заявительном порядке, проведение слушаний и получение согласования не требуется.
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ВРИ
Изменить ВРИ, если речь идет о смене основного на основной или о добавлении вспомогательного, просто. Главное, чтобы нужный вид был предусмотрен для территориальной зоны, к которой относится земельный участок. Поэтому подробно рассмотрим более сложный случай — вариант изменения ВРИ земельного участка на условно разрешенный.
Какие документы необходимы?
Изменение вида разрешенного использования земельного участка требует подачи достаточно большого пакета документов:
- заявление/ходатайство на имя главы органа местного самоуправления о смене ВРИ с обоснованием причин;
- разрешение на обработку персональных данных;
- копия паспорта собственника;
- свидетельство о праве собственности на землю;
- свидетельство о праве собственности на объекты капитального строительства, которые расположены на участке, а также документы, подтверждающие цель их использования;
- кадастровый план участка, а также постановление о выделении участка, решение суда, акты органов государственной власти, если они есть;
- ситуационный план, который содержит сведения о зданиях рядом, инфраструктуре района;
- адресный план;
- межевой план;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости — для получения необходимо уплатить госпошлину;
- проект плана территории, на которой находится участок, утвержденный главой муниципалитета.
В каждом муниципальном образовании могут быть дополнительные требования к пакету документов, с которыми надо ознакомиться заранее. Например, у юридического лица или ИП нередко требуют выписку, которая подтверждает регистрацию в налоговой.
Если заявитель не может самостоятельно заниматься изменением вида разрешенного использования земельного участка, он имеет право делегировать свои полномочия представителю, который будет действовать по доверенности. Доверенность лучше оформить нотариально.
Если документы на изменение ВРИ земли подает арендодатель, он должен представить согласие собственника.
Получение решения
Заявление и пакет документов рассматриваются в течение 30 дней, затем администрация выносит решение, в случае отказа его можно опротестовать в суде. Владелец земли может пойти по пути организации общественных слушаний, также такое решение может принять администрация, которая затем формирует комиссию и устраивает слушания. Срок получения решения увеличивается до 60 дней. В слушаниях принимают участие владельцы или арендаторы соседних участков, другие заинтересованные лица. В ходе слушаний высказываются предложения, которые учитываются комиссией при принятии решения.
Свои рекомендации комиссия направляет главе администрации, который затем разрешает или не разрешает изменить ВРИ.
Положительное решение — основание для внесения изменений в ЕГРН. Изменения должны быть внесены в течение 15 дней. Если владельцу земли не пришло уведомление, можно подать документы в Росреестр лично, через сайт «Госуслуги», через МФЦ. При подаче документов к заявлению прикладываются правоустанавливающий документ на земельный участок, решение муниципалитета.
Причины отказа:
- несогласие участников слушаний с изменением ВРИ;
- недостаточность пакета документов;
- отсутствие законных оснований для изменения вида разрешенного использования.
КАК БЫСТРО ИЗМЕНИТЬ ВРИ?
Быстро изменить ВРИ можно с помощью юриста по недвижимости в Москве, который подготовит без ошибок пакет документов, подаст его и получит решение. Юридическая компания «Братья Болтуновы» предлагает услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Самостоятельно изменить ВРИ очень сложно, как показывает практика, процесс занимает много времени из-за необходимости переделывать документы — ошибки встречаются постоянно, дополнять их, получать различные выписки. Юрист, который ежедневно занимается земельными вопросами, решит проблему в кратчайшие сроки.