Новости

Взыскание дебиторской задолженности

Успешная финансовая деятельность любого предприятия предполагает постепенное расширение рынка сбыта товаров и услуг, что означает увеличение количества контрагентов. С каждым из них компания заключает договор, в котором прописываются условия и сроки оплаты. Сумма неоплаченных контрагентами договорных обязательств и дает дебиторскую задолженность. Взысканием дебиторской задолженностинеобходимо заниматься своевременно, иначе уменьшаются обороты активов фирмы, падает платежеспособность, что в итоге может привести к полному разорению.
В этой статье мы расскажем, что такое дебиторская задолженность, какой она бывает, и рассмотрим основные способы взыскания дебиторки с должников.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Дебиторская задолженность возникает в процессе хозяйственных взаимоотношений предприятия с физическими и юридическими лицами. Сегодня практически ни одна фирма, в том числе ООО, не работает без дебиторки, так как авансовая система — надежный способ привлечения новых клиентов, а, согласно договорам, между поставкой заказа и его оплатой есть временной промежуток, иногда значительный — при продаже в кредит он достигает года и более.
При этом дебиторская задолженность является частью имущества компании, ее оборотного капитала. Нормальным считается положение, когда сумма дебиторских долгов превышает сумму кредиторских, то есть когда предприятию должны больше, чем должно оно само.
Дебиторскую задолженность рассматривают как:
  • средство погашения кредиторки;
  • проданную, но еще не оплаченную продукцию;
  • оборотный актив, который финансируется из заемных либо собственных средств.
Исходя из этого, можно сказать, что понятие дебиторской задолженности относится к сфере бухгалтерии больше, чем к правовой. Однако взысканием дебиторских долгов занимаются арбитражные суды, которые действуют на основании Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, а также руководствуются Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.
Пути появления дебиторской задолженности ООО:
  • неоплаченные поставки. В данном случае дебиторский долг может быть законным — если срок оплаты еще не подошел и контрагент ничего не нарушает, и незаконным — если должник пользуется чужими деньгами, просрочил оплату и не собирается ее вносить;
  • долги работников предприятия, например, ссуды, они нередко взыскиваются из заработной платы и могут выплачиваться годами;
  • переплата в налоговые органы, ПФР — возврат средств длится долго, чаще всего они уходят в счет оплаты новых налогов.
Бухгалтерия или финансовый отдел предприятия должны постоянно отслеживать дебиторские долги, выявлять просрочки возврата денежных средств, работать с должниками, чтобы не допустить серьезных финансовых потерь.

ВИДЫ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Дебиторская задолженность разделяется на виды по различным критериям. Первый — сроки возврата:
  • краткосрочная — возврат долга ожидается не позднее, чем через 12 месяцев;
  • долгосрочная — в течение более длительного, чем 12 месяцев, срока.
Также выделяют нормальную и просроченную дебиторку. К нормальной дебиторской задолженности относятся:
  • отгруженные товары или оказанные услуги, которые еще не оплачены;
  • денежные средства, выданные сотрудникам под отчет;
  • авансовые средства, которые выплачены поставщикам.
Просроченная задолженность возникает, если контрагент не выплачивает долг вовремя, нарушает договорные обязательства. Просроченная задолженность делится в свою очередь на 2 группы долгов:
  • сомнительные — просроченные обязательства не обеспечены банковской гарантией, поручительством, залогом;
  • безнадежные — взыскание долга невозможно по той или иной причине.
Задолженность признается безнадежной в ряде случаев:
  • не получается установить место нахождения должника;
  • у должника нет средств на покрытие долга, имущество отсутствует;
  • банкротство должника, ликвидация предприятия;
  • истечение срока давности для подачи иска;
  • банкротство банка, на счетах которого находились денежные средства должника — при этом у банка не должно хватать финансов на покрытие всех долгов.
Своевременная ликвидация дебиторской задолженности, умение управлять ею — залог успешного ведения бизнеса, поэтому каждое предприятие разрабатывает положение о взыскании дебиторской задолженности, в котором прописан порядок действий в случае возникновения просроченных платежей, алгоритм работы с контрагентами, а также порядок списания дебиторки с баланса в случае невозможности ее взыскания с должника. Обратите внимание на условия списания: задолженность списывается только по истечении срока исковой давности, который составляет 3 года в те дни, когда заканчивается очередной налоговый период. По российскому законодательству любая коммерческая организация обязана создавать резервы по сомнительным долгам, за счет них и списываются безнадежные долги.

СПОСОБЫ ВЗЫСКАНИЯ ДЕБИТОРКИ С КОНТРАГЕНТОВ

Существует 4 основных способа взыскания дебиторской задолженности:
  • в добровольном порядке;
  • через суд;
  • с помощью коллекторских агентств;
  • с помощью правоохранительных органов.
Рассмотрим каждый вариант подробно.

В несудебном порядке

Иногда контрагент просто забывает вовремя вернуть долг — из-за большого количества операций, смены сотрудников бухгалтерии. В этом случае достаточно напомнить про задолженность письменной претензией или обычным телефонным звонком, и она будет возвращена. Однако такой вариант развития событий возможен лишь с ответственным контрагентом, который изначально собирался честно оплатить поставку.
Также путем переговоров можно решить вопрос с должником, у которого возникали временные финансовые трудности, из-за которых появилась просроченная задолженность. Иногда кредитор даже прощает часть санкций в качестве поощрения.
Как показывает практика, таким образом взыскание дебиторской задолженности происходит не более чем в 60 % случаев.
Кроме того, если должником оказался давний партнер, имеет смысл проверить, не должна ли фирма ему какие-то средства, иногда самый выгодный для сторон путь расчета — взаимозачет.

Возврат долга через суд

В том случае, когда должник не реагирует на звонки и письменные претензии, надо подавать исковое заявление в суд. Затягивать со взысканием дебиторской задолженности через суд не стоит, юристы рекомендуют подать иск не позднее 2 месяцев с момента просрочки. Связано это с тем, что контрагент может обанкротиться, другие кредиторы заявят свои права раньше и получат компенсация, остальным платить будет уже не из чего. В суд можно подавать только в том случае, если есть доказательства наличия задолженности: договор, счета на оплату, накладные и т.д. Также необходима копия претензии, которая направляется за месяц до подачи судебного иска. Претензия направляется почтой, необходимо сохранить уведомление о вручении. В исковом заявлении описывается суть конфликта, указываются сумма долга и сумма штрафа. Перед подачей искового заявления надо уплатить госпошлину.
При согласии контрагента с требованиями возможно упрощенное производство, которое не требует присутствия истца и ответчика в суде.
После вынесения судебного решения исполнительный лист либо передается истцу на руки, тогда он может самостоятельно обратиться в банк, где у должника открыты счета, либо в службу приставов, сотрудники которой осуществляют взыскание долга.

Привлечение коллекторов

Взыскание долга с помощью коллекторских агентств наряду с плюсами — большой опыт возврата долгов, нет необходимости обращаться в суд — имеет и ряд минусов. Основной: коллекторы берут за свои услуги от 30 до 50 % от суммы долга, то есть предприятию остается не так уж много. В последнее время законодательство серьезно ограничило права коллекторов, поэтому взыскание долгов с юридических лиц им стало практически недоступно.

Обращение в правоохранительные органы

Причиной обращения при взыскании задолженности в правоохранительные органы может стать только нарушение закона со стороны должника, например, подставное лицо в качестве директора компании.

ЭТАПЫ ВЗЫСКАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Дебиторская задолженность предполагает в большинстве случаев взыскание крупных сумм с юридических лиц, что не всегда можно сделать в краткие сроки даже при наличии судебного решения и исполнительного листа. Поэтому лучше придерживаться определенной схемы действий:
  • изучаем ситуацию, выясняем, откуда у контрагента долги, каково его обычное поведение — тянет до последнего или старается расплатиться сразу, в зависимости от этого вырабатываем тактику поведения — мирные переговоры, жесткое давление;
  • оповещаем должника любыми доступными способами, используем телефонные звонки, электронную почту, чтобы не дать забыть о долге;
  • составляем официальную претензию, копию которой впоследствии прикладываем к исковому заявлению в суд. В претензии указываем: сумму долга, процентов, штрафа, точную дату возврата средств, последствия отказа от уплаты долга, банковские реквизиты, чтобы контрагент мог расплатиться. Отправляется претензия почтой с уведомлением;
  • если претензия остается без ответа или на нее получен отказ, через 30 дней направляем исковое заявление о взыскании долга в суд. В заявлении излагается суть проблемы, наличие долга подтверждается документально, требования истца излагаются со ссылками на правовую базу. Обязательно отражаются попытки досудебного урегулирования конфликта;
  • направляем уведомление о передаче дела в суд контрагенту, иногда этот шаг позволяет все же решить дело во внесудебном порядке;
  • отправляем заявление с приложением документации, которая подтверждает наличие задолженности, в банк, также прикладываем копию уведомления об уплате госпошлины и свидетельство о регистрации заявителя в качестве юрлица;
  • судебный процесс, который чаще всего — при наличии доказательств — заканчивается в пользу истца;
  • после вынесения решения и получения исполнительного листа следим за работой судебных приставов или самостоятельно с исполнительным листом идем в банк.
Сомнительная и безнадежная дебиторка появляются реже, если контрагентов проверять заранее.